С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении,
к Нему прибегаем от нашего собственного зла и скверных деяний. Того, кого
Аллах ведет по прямому пути, никто не собьет, а кого Он оставил без прямого
руководства, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет божества,
достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, не имеющего сотоварищей, и что
Мухаммад — Его раб и посланник, да пребудут над ним, его семьей и
сподвижниками благословения Аллаха и многочисленные приветствия.

Данная литература предназначена не только для желающих совершить
паломничество, а для каждого человека, чтобы разобраться в причинах своего
существования в этом огромном мире и найти свое место и «миссию», жизненный
путь и стать счастливым.

Эта книгу мы писали для каждого верующего в качестве помощи и поддержки в
совершении пятого столпа ислама, которым является Хадж. Существует множество
хороших трудов описывающие порядок совершения паломничества. Однако мы
преследовали несколько иную цель. Технически совершить паломничество для
большинства совсем несложно учитывая мир в котором мы живем, где вы можете с
любой токи планеты в течении всего одного дня добраться до места совершения
данного обряда. Однако важно не просто совершить паломничество телом, важно
«присутствие» сердца и души во время этого обряда. Для этого нужно понимать
непросто что, где и как делать, а почему делается именно тот или иной обряд,
почему именно в определенном месте и/или в определенное время. Это помогает
совершать эти обряды более осознанно, с правильным намерением и должным
стремлением, что определяет правильность совершения обряда и как следствие
награду обещанную за него.

Но в начале нужно разобраться почему человек должен совершать этот и иные
обряды ислама. Почему ежегодно миллионы мусульман собираются в одной долине?
Почему только раз в году и почему только в одном месте?
В этой книге через обряды хаджа мы раскроем историю возникновения
человеческого рода, его существования, причины возникновения воли и выбора у
человека и их суть в комплексе множества творений не имеющих этой воли и
выбора.

Также хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в издании этой Книги,
начиная с идеи написать подобный труд, всем кто оказывал моральную, духовную
и материальную поддержку. «Кто не благодарит людей, не благодарит и Аллаха».
Пусть наше стремление не погаснет, и да поможет нам Аллах завершить этот
труд и пусть этот труд будет полезным для всех людей и будет на весах наших
благодеяний в Судный День.

Аллах желает твоего счастья и спасения, и не желает чтобы ты был несчастен!

«Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал
несчастен» [«Та ха»: 1-3]

Также всевышний сказал:

«Аллах желает принять ваши покаяния» [«Женщины»: 27]

Однако Он обусловил это спасение очищением. Чтобы показать важность очищения
Аллах клянётся в Своём Писании одиннадцать раз подряд. В Коране нет другого
места, где бы он клялся столь много раз для чего либо кроме очищения.
Всевышний сказал:

«Клянусь солнцем и его утренним сиянием! Клянусь луной, когда она
следует за ним! Клянусь днем, когда он делает его (солнце) ясным! Клянусь
ночью, когда она скрывает его (солнце)! Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг
(или тем, как Он воздвиг его)! Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер (или
тем, как Он распростер ее)! Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный
облик (или тем, как Он сделал ее облик совершенным) и внушил ей порочность
ее и богобоязненность!Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто
опорочил ее (скрыл, облек в несправедливость)».

То есть когда говорится об очищении, то главным образом подразумевается
очищение души. Однако, прежде очищения души необходимо очистить свой разум и
сердце.

Человек не может достичь душевной чистоты опираясь лишь на свой разум. Для
этого ему нужно осветить путь светом откровения и пророчества. Есть двери,
которые разум не может открыть не имея подходящего ключа, и этим ключом
является откровение Аллаха и пророчество ниспосланное Мухаммаду, то есть его
сунна. Здоровый и чистый разум никогда не будет противоречить откровению
Аллаха и пророчеству Его посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и
приветствует. Свет откровения подобен свету солнца, без которого не возможно
познать путь к Аллаху. Всевышний сказал:

«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь — путь
Аллаха». [«Ночной перенос»: 9]

«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь — путь Аллаха».
[«Ночной перенос»: 9]

«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего
повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его
светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого
пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь — путь Аллаха, Которому
принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху
возвращаются дела» [«Совет»: 52]

Аллах послал посланника Мухаммада с основными 4 целями: чтение откровения
Аллаха, обучение Писанию (то есть Корану), обучение мудрости (сунне), и
очищение. И очищение — это результат чтения и обучения, обучения того, как
быть настоящим верующим мусульманином и как стать счастливым. Ибо как сказал
Всевышний:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто
надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» [«Союзники»:
21]

После очищения разума следует очищение сердца. Мы часто слышим выражение
«Главное чтобы сердце было чистым», «Человек с чистым сердцем» и т.д. Да все
это верно, ведь пророк сказал: «Воистину! В теле есть кусочек плоти, которое
будучи здоровым, делает все здоровым, а буди плохим, превращает все тело в
плохое». Однако что мы знаем о здоровом и чистом сердце?

Сердце бывает трёх видов: здоровое, мертвое и больное.

Здоровое сердце — это сердце непорочное, без которого в судный день
не спасётся никто. Как сказал Всевышний:

«в тот день ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому,
кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» [«Поэты»:
89]

Это сердце, которое не следует своим страстям, не противоречит религиозным
приказам и запретам. Это сердце искреннее, любящее и страшащееся своего
Создателя и поклоняющееся Ему, которое не выступает против Него ни
убеждением, ни словом, ни делом.

«О те, которые уверовали! Не выступайте наперёд Аллаха и Его
Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах — Слышащий, Знающий» [«Комнаты»: 1]

Мертвое сердце противоположное здоровому. Оно не знает своего Господа,
не поклоняется Ему, не любит Его и не страшится, следует своим страстям и
его ничто не волнует, даже если это гневает Всевышнего. Он слуга своих
страстей. Если он что-то делает, то лишь в угоду своим страстям. Им движут
лишь желания, а неграмотность его путеводитель, и он блуждает. Это беспечное
сердце, погрязшее во всем мирском, опьяненное страстями и любовью к
временному пристанищу. Это слепое и глухое сердце, далекое от света
пророчества, и когда его зовут к освещенному пути, оно не следует ему.
Всевышний сказал:

«Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди»
[«Хадж»: 46]

Общение с обладателем такого сердца отравляет и заражает.

Третий вид сердца — это больное сердце. В нем есть вера в Аллаха,
любовь к Нему, упование на Него, искренность, что является предметом его
жизни, однако есть и разного рода болезни, такие как зависть, алчность,
любовь к страстям, самообольщение, высокомерие, что является предметом его
гибели.

Первозданное состояние человека это чистота, безупречность и стремление к
Аллаху. Аллах заложил в каждое сердце стремление к Нему и желание познать
Его. Когда Аллах создал сердца, Он установил их направленными к Нему. Все
сердца созданы «запрограммированными» на познание Аллаха и служение Ему. В
каждом человеке заложено семя поклонения, и ему не избавиться от него.
Всевышний сказал:

«Я создал джинов и людей лишь для поклонения (служения) Мне»

Также Он сказал:

«Воистину все кто а небесах и на земле являются рабами Аллаха»

Если человек не будет поклонятся тому, кто заложил это семя поклонения,
своему Создателю, то он непременно будет поклоняться кому-то другому. Но
если ты не станешь поклоняться Аллаху добровольно, то помни, что в ином мире
ты вернёшься к Нему рабом по принуждению. Всевышний сказал:

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в
качестве раба» («Марьям»: 93)

Очищение — это возвращение сердца в то самое первоначальное состояние
раба.

Теперь, когда мы разобрались с очищением разума и сердца, пришло время
поговорить о душе…

Душа была снотворна чистой и безгрешной. Однако этот мир привлекает её и она
влечёт человека к страстям и всему мирскому и душа препятствует между
сердцем и пути к Аллаху. Кто победит свою душу, обуздает её и направит на
прямой путь, тот спасётся в обеих мирах и будет счастлив. Кто же проиграет
своей душе и последует её страстям, тот погубит себя и будет несчастен.
Всевышний сказал:

«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение
мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед
своим Господом и удерживал свою душу от страстей, пристанищем будет Рай»
[«Исторгающие»: 37-41]

И так, души бывают трёх видов: повелевающиеся зло, попрекающая и обретшая
покой.

Душа повелевающая зло плохая, влечёт ко всему плохому. Такова природа души.
Как сказал Аллах на языке Своего пречистого посланника Йусуфа:

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если
только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь —
Прощающий, Милосердный» [«Йусуф»: 53]

Излечить свою душу можно лишь с помощью Аллаха Всевышнего — Творца и Владыки
всех душ.

Второй вид души — попрекающая. Она может быть попрекаемая Аллахом или нет.
Попрекаемая Аллахом это невежественная и грешная душа. А не попрекаемая
Аллахом душа, это попрекающая себя за упущения в хороших делах. Это душа
настоящего верующего мусульманина. И Аллах клянется такой душой, а Он не
клянётся простыми вещами. Всевышний сказал:

«Клянусь душой попрекающей!» [«Воскресение»: 2]

Третий вид души — это душа обретшая покой. Она не подчиняется своим страстям,
а подчиняется здоровому сердцу и следует здоровому разуму. Её не привлекает
грех и она не попадает в запретное. Именно такая душа является чистой и в
судный день ей скажут:

«О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и
снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!»
[«Рассвет»: 27]

Это не три разных душ, это три разных состояния души. Очищение — это
оживление твоей души, и её возвращение к первоначальному чистому состоянию.
Если жизнь тела определяется наличием души в ней, то жизнь души определяется
её верой и чистотой. Всевышний сказал:

«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили
светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится
во мраках и не может выйти из них?» [«Скот»: 122]

Аллах создал людей чистыми, и очищение это возращение человека к своему
естеству.

Как сказал пророк: «Любой младенец рождается на фитре (первозданное
естество)»

Всевышний сказал:

«Обрати свой лик к религии, как ханиф (стремящийся к Аллаху). Таково
врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» [«Римляне»: 30]

Воистину Аллах сотворил своих рабов чистыми и безгрешными и отправил их в
путешествие в этот мир, где они должны найти обратную дорогу к Нему, путь к
Аллаху. И души стремятся к своему создателю, скучают по своей родине Раю,
мечтая вернуться обратно и лицезреть своего господа и Творца. Однако
поскольку Аллах отправил своих рабов в этот мир чистыми, вернуться к Нему
они должны также чистыми. Ибо в Рай не войдёт никто, «кроме тех, которые
предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем», сердцем чистым от
всего
плохого, явного и тайного.

Аллах отправлял людям Своих посланников и писания лишь для их спасения,
которое осуществляется посредством очищения человека через оставление всего
запретного и совершения обязательств! Религия не предназначена усложнять
жизнь человека или мучать его. Все религиозные обязательства имеют задачу
очистить и спасти человека.

Именно для этого Аллах обязал совершать пять столпов, которые являются
опорой и защитой человека в этом мире пока он не вернётся к Аллаху и не
окажется в безопасности, вернувшись в свой настоящий дом, Рай.

Хадж же является пятым столпом, который предназначен очистить человека, а
«тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить,
вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда мать его родила».
Всевышний сказал:

«А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные
деяния, уготованы высшие ступени – сады Эдема, в которых текут реки. Они
пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился».

Если посмотреть на историю хаджа и первого дома Аллаха на земле, который был
построен Ибрахимом и его сыном Исмаилом, то вы можете увидеть цель от
постройки Каабы и обряда хаджа. Первым упоминанием о Каабе и хадже в Коране
встречается в суре «Корова». Давайте же остановимся на этих благословенных
аятах, углубимся в их значения и поймём посыл, который Аллах довёл до нас на
языке своего пророка Ибрахима:

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он
сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он сказал: «И из моего
потомства». Он сказал: «Мой завет не коснется беззаконников».

Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом.
Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму
(Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих
обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц.

Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Сделай этот город безопасным и надели
плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день». Он
сказал: «А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время, а затем
заставлю их страдать в Огне. Как же скверно это место прибытия!»

Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы):
«Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий.

Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину,
покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние.
Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный. Господь наш!

Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их
Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый».

Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца? Мы избрали
его в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников.

Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился
Господу миров».

Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. Йакуб
(Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не
иначе, как будучи мусульманами».

Посмотри как Аллах упоминает своих рабов, которые выполняют его повеления.
За послушание и повиновение имя Ибрахима было возвышено и увековечено в
Книги Аллаха, а его история повиновения стала примером для всех людей и
народов и частью религиозных обрядов до судного дня.

Все началось с того, что Аллах приказал Ибрахиму отвезти жену Хаджар и сына
Исмаила в безлюдную, пустынную и скалистую местность в аравийском
полуострове. Ибрахим оставил их в долине у невысокого холма, где
впоследствии была построена Кааба, и вернулся в Палестину. Он уходил молча,
ничего не объясняя своей жене, как ему было велено. Когда же она следуя за
ним спросила был ли это приказ Аллаха, Ибрахим повернулся и ответил «Да».
Тогда Хаджар успокоилась и покорилась решению Аллаха. Это проявление высшей
степени покорности Аллаху и уверенности в Его решениях Ибрахима и Хаджар не
может не удивлять.

Эта история пример высшей покорности Аллаху. Представь человека, который не
имел детей очень долгое время и лишь под старость был обрадован долгожданным
сыном. А теперь представь, что ему нужно не просто оставить их дома в
безопасности и уехать самому, и даже не переехать вместе с ними, а отвезти
свою жену и грудного ребенка, которому он не успел нарадоваться, в гиблое и
безлюдное место и оставить их там одних, на произвол судьбы, без денег,
запаса еды и питья. Будь это обычный человек, он бы не смог выполнить такое
задание. Однако Ибрахим был полон уверенности в Аллахе и полностью уповал на
Него, и проявил покорность. Также представь мать, брошенную с ее дитя в
суровом и жарком месте, и как она проявила терпение и доверилась своему
мужу, и как проявила свою веру в Аллаха. Да, воистину лишь Аллах является
истинным Творцом, который даёт пропитание и удел даже без явных причин, и
даже без причин, более того против причин. Да благословит Аллах Ибрахима и
его семью!

Вскоре у Хаджар и Исмаила закончились запасы воды, но в это время произошло
чудо Аллаха, который смилостивился над ними и на этом месте забил источник
Зам-зам. Таким образом, это место стало пригодным для жизни и мать с сыном
поселились здесь. Спустя некоторое время в эти места из
Йемена пришло племя Джурхумитов. Они попросили у Хаджар разрешения
поселиться здесь и пользоваться водой из источника. Хаджар дала согласие с
условием того, что источник будет принадлежать ей. После этого территория,
на которой расположена современная Мекка, стала обитаемой. Аллах творит, что
пожелает. Таким образом Аллах показывает как Он воздает благом покорившимся
Ему рабам.

Ибрахим (мир ему) часто приезжал в Мекку навестить свою жену и сына. Во
время одного из таких визитов Аллах приказал ему построить здесь дом для
служения Аллаху. Этот дом был выстроен пророком Ибрахимом совместно с сыном
Исмаилом (мир им) и стал называться Каабой, которому было суждено стать
исторически важным местом, куда устремляются души по зову Аллаха для
совершения пятого столпа ислама хаджа, который является шансом быть заново
рождённым и начать жизнь с чистого листа. Ведь «кто дойдёт до Каабы с
намерением хаджа, совершит тауаф, са’ий и пострижётся, тот очистится от
грехов, как в день, когда его родила мать. И будет сказочно ему: «Теперь
вновь начни свои деяния»».

Слово «хадж» имеет филологическое значение ‒ «стремление, направление,
намерение». И обряд совершения хаджа одно из великих проявлений стремления
души к Создателю, к первому дому Аллаха на земле, священной Каабе. И больше
всего она устремляется к Господу в священные месяцы Аллаха, в которые и
совершается это великое служение. Это стремление души к Творцу возникает
потому что она ниспослана от Аллаха, она близка к Нему и стремится к Нему.
Подобно тому, как тело создано из земли и всю пищу оно черпает из него, и
стремится ко всему мирскому, душа требует свою полезную пищу, которая
снисходит от Аллаха, и именно поэтому она стремится к Своему Создателю и
миру вечному, ведь вечность одна из сокровенных желаний человека.

Поэтому, когда Аллах сказал Ибрахиму:

«Возвести людям о хадже», Он обещал, что «они будут прибывать к тебе
пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных уголков земли»,

и упомянул причину этого стремления:

«Все это для того, чтобы получили они с этого пользу»,

то-есть душа стремится получить полезную пищу, которая даст и возвысит её.

После завершения строительства первого дома для поклонения Аллаху на земле,
Ибрахим и Исмаил взмолились Аллаху со словами: «Пошли к ним посланника из
них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и
очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый».

Это является первым упоминанием о хадже и первым упоминанием пророка на ряду
с очищением в Коране. Ты только подумай, возникновение первого дома Аллаха
на земле является частью подготовки всего мира к приходу последнего
посланника на земле, абсолютно самого любимого творения Аллаха, Мухаммада,
да благословит его Аллах и приветствует.

Упоминанием пророка наряду с очищением в Коране приводится в четырех местах,
и упомянутый аят был первым. И только в этом месте очищение приводится в
конце, после упоминания чтения аятов и обучения писанию и мудрости, которая
является сумной пророка Мухаммада,да благословит его Аллах и приветствует.
Это потому, что Ибрахим, мир ему, подумал, что таким должен быть логический
порядок: сперва чтение и обучение, а затем уже очищение. И это правильно.
Ведь чистая вода очищает грязь. Однако в остальных трёх местах в Коране
очищение упоминается до обучения. Всевышний Аллах сказал:

«Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который
читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает
вас тому, чего вы не знали» [Сура «Корова», 151 аят]

Также Всевышний сказал:

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из
них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и
мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении». [«Семейство
Имрана», аят 164]

Также Всевышний сказал:

«Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды.
Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя
прежде они пребывали в очевидном заблуждении». [«Собрание», аят 2]

Почему Аллах упоминает очищение прежде обучения? Потому что это
благословенное и чистое знание о писании и мудрости, сунне пророка, не может
утвердиться и укрепиться в порочном и грязном месте! Чистая дождевая вода
ниспосланная с неба, попадя в грязный сосуд начинает портиться. Также и
откровение ниспосланное с неба не может утвердиться в порочном сердце.
Потому Аллах обязал очищение прежде обучения, ведь знание это украшение, а
правило гласит «Очищение должно быть прежде украшения».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистота — половина
веры». Человек должен очиститься как внутренне, свою душу и сердце, так и
внешне, от плохих слов и дел. Но после очищения, нужно заполнить эту пустоту
благим, и тогда вера станет полным. Ведь чистота всего лишь половника веры,
а вторая его половина — это украшение благими словами и делами, которые
истекают от хорошего намерения и правильного знания, благословенного Писания
и сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.