Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста

Микатом

называют места вступления в ихрам, отведенные для паломников. Ихрам с арабского языка означает запретный, заветный, неприкосновенный. Ихрам — это состояние, в которое входит паломник произнося слова намерения совершить умру — малое паломничество, или хадж — большое паломничество. При этом мужчины облачаются в два белых материала, а женщины одевают обычную одежду, прикрывающую их тела, за исключением лица и рук.

Приход к микату означает что мы приближаемся к Аллаху и оповещает нам о необходимости подготовки к встрече с Ним.

Ихрам и микат знаменует начало обряда хаджа и умры. Будь же внимателен к началу своего дела, поскольку конец дел зависит от их начала.

Перед тем как облачиться в ихрам необходимо принять полное омовение. Это указывает на очищение тела от всего мирского, чтобы начать поездку чистым от грязи, страстей и забот этого бренного мира, и напоминает нам о предстоящем очищение своего внутреннего мира. После ихрама запрещается совершение определенных вещей на короткий период твоей жизни, на время совершения хаджа и умры. В действительности и сама жизнь является коротким временем, в которое запрещено следовать своим страстям и желаниям, в противном случае ты погубишь свою душу и обречёшь её к страданиям. Паломничество является хорошим шансом обуздать и воспитать свою душу, заслужить довольство Аллаха и получить в награду вечное наслаждение в Раю.

Само одеяние ихрама, состоящее из двух белых материала, напоминает паломнику об основе его существования бедным и нуждающимся, который на самом деле не имеет ни власти, ни имущества, который постоянно находится перед Царем и Владыкой всего сущего. Посему не обольщайся своим имуществом, властью и силой, а используй их, чтобы должным образом совершить паломничество и заслужить довольство Всевышнего.

Также одеяние ихрама напоминает нам о саване для умершего, у которого нет никаких карманов, куда можно положить своё имущество. Также ихрам напоминает о нашем воскрешении в судный день будучи ногими и босыми. Это положение приводит к покорности и повиновению Аллаху, приводит в чувство ощущения себя простым творением Всевышнего, что все люди равны, будь то правитель или подчиненный, и как сказал Всевышний: «самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» [«Комнаты»: 13] И хадж является самым подходящим местом и временем показать свою богобоязненность перед Аллахом. Всевышний же в качестве почета стирает твои грехи, освобождает от ада и вводит в Рай.

«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» [«Комнаты»: 13]

После облачения в ихрам необходимо произнести слова намерения для совершения Умры:

С этого момента ты находишься в состоянии ихрама и тебе запрещается пользоваться благовониями, так как путешествие души уже началось, и нельзя отвлекаться на внешний вид. Необходимо сконцентрироваться на внутреннем состоянии души.

Также с этого момента необходимо многократно произносить слова тальбийи:

«Ляббайка-Ллаахумма ляббайк! Ляббайка ляя шарийка ляка ляббайк! Инналь-хамда уа-нни’мата ляка уаль мульк, ляя шариика ляк» — что означает: «Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища!»

То есть «Вот я перед Тобой, о Аллах! Слушаюсь и повинуюсь». Эти слова тальбии являются обещанием Аллаху совершить обряд хаджа или умры в качестве повиновения и подчинения Ему в том виде, которым Он будет доволен… Вместе с этим это является обещанием в будущем придерживаться религии Аллаха и повиноваться Ему во всем вновь и вновь, поскольку паломник раз за разом не перестаёт повторять эти слова на протяжении своего пути в Мекку. Будь же честен в своём обещании и проси Аллаха помочь тебе выполнить его. Берегись того, чтобы эти слова были просто пустыми обещаниями.

Также слова тальбии «Вот я перед Тобой, О, Аллах!» напоминают нам Судный День, когда мы предстанем перед Аллахом для расчёта.

Эти слова произносятся в слух, чтоб отогнать наущения шайтана и небрежность души, утвердить искренность намерения, чтобы очистить своё сердце от всех других желаний и мыслей, и изменить своё отношение с Аллахом в лучшую сторону, изменить свою жизнь. Это начало новой жизни со Всевышним Аллахом.

Произношение слов тальбии для совершающего умру заканчиваются при виде священной Каабы.

Пророк сказал: «Ко мне явился Джибрил и велел, чтобы я приказал моим сподвижникам повышать голоса при произнесении тальбии», однако женщинам нужно говорить тальбию тихо.

Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста

«Ляббайка-Ллаахумма ляббайк! Ляббайка ляя шарийка ляка ляббайк! Инналь-хамда уа-нни’мата ляка уаль мульк, ляя шариика ляк» — что означает: «Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища!»

Слова тальбии — это великое дуа и драгоценный зикр, который раскрывает в сердце источник любви к Аллаху и тоски по Нему. Воистину человек является слабым и ничтожным творением Всевышнего, которого не существовало в этом мире. Ты только подумай, сам Всевышний, Творец всего сущего, Великий и Могучий, Богатый и Возвышенный призывает тебя и желает для тебя особого положения, чтобы ты поклонялся Ему и любил. Он выбрал тебя среди всех Своих творений для особого вида поклонения, для особой службы. В целом мире ты один из немногих, кого Всевышний избрал и вывел из мрака невежества, из всего человечества, которые творят нечестие и проливают кровь на земле, чтобы ты познал Его и служил Ему. Чтобы ты стремился и спешил к Нему, перенося все тяготы этого исключительного и особого пути. В каждом из нас есть человеческие слабости, как страсти и запретные желания, к тому же нас окружает смута и бесчинство. Шайтаны среди джинов и людей стремятся сбить тебя с этого пути. Однако Аллах избрал тебя и одарил особыми видами богоугодных дел, почтил самыми лучшими делами. Аллах приказывает и запрещает, призывая к вечному миру, наставляет на прямой путь и в этом мире приглашает тебя в Свой Запретный Дом, к благословенной Каабе.

О, верующий! Прежде как Аллах обратился к тебе с призывом на хадж, прежде как Всевышний пригласил тебя к Себе, ты был избран и спасён, и Милостивый сделал тебя искренним. До своего существование ты был из правой стороны и шайтан, узнав тебя, не смог совратить. Как он сказал однажды Всевышнему:

«Он сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» [«Сад»: 82-83]

Ты был избран и лишь потом стал искренним. Всевышний призывает тебя к Себе в дом, на хадж, и как же прекрасно ответить Ему «Ляббайка» — вот я перед Тобой! Я иду к Тебе на Твой призыв и стремлюсь всем сердцем, телом и душой. Как сказано в Корне:

«Он сказал: «Я ухожу к моему Господу, Который поведёт меня прямым путем» [«Выстроившиеся в ряды»: 99]

Подумай только над словами «Я ухожу к моему Господу». В этом заключается смысл хиджры, переселения, своим сердцем и путешествия к Нему. Как сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Мухаджир, (то есть переселенец), это тот, кто оставил запретное Аллахом». Также пророк сказал: «Поклонение во время смуты подобно хиджре». Это переселение сердца к сунне пророка, мир ему и благословение Аллах, в поклонении Аллаху. Ты живешь во временна смуты, так воспользуйся же шансом стать мухаджиром и от чистого сердца скажи «Лябайка Алахумма» — Вот я пред тобой, о, Аллах!

Эти слова в данном зикре произносятся несколько раз и в этом кроется суть этого зикра. Сначала ты произносишь «Ляббайка Аллахумма ляббайк» — вот я пред Тобой, о, Аллах, вот я пред Тобой, что указывает на твоё подчинение Аллаху раз за разом, а не только один раз. Это твоё подтверждение постоянно готовности подчинения приказам Всевышнего. Как завещал нам пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Скажи «Я уверовал в Аллаха, а затем будь стойким». О таких верующих Всевышний сказал так:

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам».

На самом деле, каждый. Верующий нуждается в этой тальбии постоянно. Нужно всегда помнить что ты находишься пред Аллахом, где бы ты не был. Ведь Всевышний видит тебя всегда и везде. Также ты всегда нуждаешься в своём Творце, поскольку нет для тебя другого покровителя кроме Него. Поэтому пророк в словах тальбии говорит «Я пред Тобой, о Аллах» четыре раза.

«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой!» — в первую очередь пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул господство Всевышнего Аллаха. Это потому, что признание Аллаха Господом, и служение Ему, признавая себя Его рабом, является первичной задачей каждого человека в этом мире. Более того это миссия всего сущего, как сказал Аллах:

«Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий» [«Ночной перенос»: 44].

Также Всевышний сказал:

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» [«Мария»: 93-95].

Затем ты вновь говоришь «Ляббайк» и признаёшь единственность своего Господа Аллаха и отрицаешь всех остальных Богов. Это полное признание Аллаха Господом и Богом, и всецелое просвещения себя служению Ему. «Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой!» Это есть утверждение единобожия и отрицание многобожия, которое несёт в себе значение слов свидетельства «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулюллах» — Нет божества кроем Аллаха, и Мухаммад посланник Аллаха». Как сказал Всевышний: Ислам утвердится в сердце лишь после отказа от многобожия.

«Воистину, религией у Аллаха является ислам» [«Семейство Имрана»: 19].

Ислам утвердится в сердце лишь после отказа от многобожия.

Далее в тальбии упоминается лучшая мольба — «Хвала Аллаху». Как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Лучший зикр- это «Ля иляха илля Аллах», а лучшее ду’а (мольба) — это «аль-хамду лиллях» (хвала Аллаху!)».

«Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество!» Таким образом, произнося слова тальбии, ты упоминаешь лучший зикр и лучшее ду’а. Произнося эти слова необходимо осознавать величие Аллаха, и всем сердцем считать что только Он достоин всей хвалы, поскольку все милости снисходят лишь от Него. Будь то материальные милости, как богатство, дом, машины, или будь то душевные милости, как вера, любовь, надежда. Если во время произношения этих слов тальбии помнить о неисчислимых милостях Всевышнего, то сердце переполнится любовью к Нему, тоской по встрече с ним, покорностью и смирением.

Затем ты сново произносишь слова «Нет у Тебя сотоварища». В первый раз это было отрицанием сотоварищей в Его Божественности. То есть утверждение единство Аллаха над творениями. Во второй же раз это единение своих дел одному Аллаху. То есть в первый раз ты утверждаешь действия Аллаха по отношению к своим рабам, а во второй раз ты утверждаешь свои действия по отношению к Аллаху. И так как Аллах единственный Творец, и все милости снисходят от Него, ты посвящаешь свою благодарность и поклонение только Ему одному.

Это значение часто упоминается и в других зикрах во время хаджа. Так например самый лучший зикр в день Арафата считается «Нет Бога, кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварища. Лишь Ему принадлежит власть и лишь Ему принадлежит Хвала. И Он на всякую вещь Мощен».

Тальбия — это великая молитва, которая оповещает человека о величии товара, которым ты торгуешь — это душа верующего человека. Осознание того, что Аллах пожелал увидеть Своего раба у Себя в гостях, переполняет сердце любовью к Нему, и чувством нужды в Нем, что в свою очередь приводит раба к обращению к Нему с молитвами. Аллах наставил тебя на прямой путь, пригласил к Себе, и ждёт твои молитвы и прошения. Что может быть лучше этого?! Заслуживаем ли мы такой милости?!

Хадж — это только милость Аллаха и Его щедрость.

Каждый человек нуждается в Аллахе как в Божестве, от Которого снисходят все милости, и все люди нуждаются в поклонении Ему, чтобы Он даровал самую большую милость — Рай, обитатели которого будут лицезреть Его лик.

О, Аллах! Даруй нам приехать к Твоему Заповедному дому на хадж и даруй войти в Рай наилучшим образом! Амин!

Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста

Приближаясь и входя в запретный город Мекку, ты должен помнить величие этого почётного места, в котором находится Запретный Дом Аллаха, где был ниспослан Священный Коран и рождён Достопочтенный пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Когда ты зайдешь в запретную мечеть и увидишь первый дом Аллаха на земле, ощути величие и красоту дома Царя всех царей, в углу которого находится единственная вещь из рая на земле — Черный камень.

Именно с этой точки, Райского камня, начинается обход вокруг Дома Аллаха, словно напоминая нам о начале нашего пути, о нашем первом отцовском доме — Рае, в котором впервые был поселён отец всего человечества Адам, мир ему. И не зря тауаф в арабском языке означает «обход», «патруль», «дозор». Тауаф олицетворяет дозор, патрулирование и охрану законов Аллаха, указывает на необходимость обходить стороной Его запреты, особенно в этом священном месте, который именуется территорией аль-Харам, что означает Запретный, Заповедный. Это единственное место на земле, где за плохие мысли человек несёт грех, если не борется с ними и даёт волю своим мыслям. Как сказал Всевышний Аллах:

«…кто желает там уклониться от истины по несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» («Хадж»: 25)


Некогда в Раю Черный камень был белым, как сказал пророк, да благословит его Аллах приветствует: «Чёрный камень был ниспослан из Рая, и он был белее молока, а чёрным его сделали грехи сынов Адама». Если грехи очернили твёрдый камень, то что можно сказать о воздействии грехов на мягкое сердце?! Пророк, да благословит его Аллаха и приветствует сказал, сказал: «Каждый раз, когда человек грешит, на его сердце появляется чёрное пятно. Так сердце полностью покрывается пятнами и становится больным сердцем. Если это продолжается, то чёрных пятен становится всё больше и больше, и это сердце становится твёрдым».

Подойдя к этому Райскому камню необходимо повернуться к нему всем телом, поднять правую руку, затем возвеличить имя Аллаха со словами «Бисмиллях! Аллаху-акбар!» — «С именем Аллаха! Аллах Велик!» и начать обход Каабы.

Первые три круга желательно совершить легким бегом, как это делал достопочтенный пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Это показывает твоё стремление в совершении благого дела, спешку к милости Аллаха, старание достичь Его довольства. Всевышний Аллах сказал:

«Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к Нему на локоть, если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»

Невозможно представить быстроту милости и награды Аллаха тому, кто спешит к Нему совершая первые круги тауафа в легком беге.

Если есть возможность, то следует поцеловать этот камень, следуя примеру достопочтенного пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который целовал его во время тауафа, и который сказал: «В Судный день он будет иметь два глаза и способность говорить, и будет свидетельствовать за каждого, кто искренне прикоснулся к нему (губами или рукой)».

Тауаф совершается против часового движения, также как и все планеты движутся против часового движения и приближаются к своему месту назначения. Как сказал Всевышний:

«Он сотворил небеса и землю ради истины. Он обвивает ночью день и обвивает днем ночь. Он подчинил солнце и луну. Все они движутся к назначенному сроку. Воистину, Он — Могущественный, Всепрощающий». [«Толпы»: 5]

Время же идёт в обратную сторону всего мироздания словно таймер, отсчитывающий оставшееся время к назначенному сроку. Поэтому будь внимателен в своём тауафе, и не теряй время зря. Проводи его в молитвах и поминании Аллаха.

Во время тауафа Кааба будет находится слева от тебя. Обычно все благие дела совершаются справа на лево, однако в данном случае необходимо делать это слева на права. Дело в том, что Кааба является центром нашей планеты и является главным объектом в обряде обхода, и не Кааба находится слева от тебя, а ты находишься с права от Каабы. К тому же в этом положении твоё сердце будет находится ближе к Дому Аллаха, ведь оно склоняется и тянется к Аллаху и Запретному Дому. Сердце тоскует по Аллаху и своей родине и вечному дому — Раю, которая запретна для тебя до тех пор, пока ты не очистишься. Обход Каабы и поцелуй камня очищают тебя от грехов и приближают к Аллаху, а значит и к твоему первому дому — Раю.

Когда ты совершаешь тауаф на земле и видишь это множество людей из разных уголков мира совершающих этот великий обряд, вспомни, что на небесах ангелы совершают обход вокруг «Посещаемого дома», который находится на седьмом небе над Каабой, куда каждый день для поклонения входят семьдесят тысяч ангелов и больше никогда не возвращаются. Об этом пророка, мир ему и благословение Алаха, рассказал в данном хадисе о вознесении на небеса: «…Затем мне показали Дом заполненный.Когда я спросил о нем у Джибриля , он ответил : «Это — Дом заполненный». Ежедневно в нем молятся 70 000 ангелов, а затем они выходят и никогда больше не возвращаются сюда…» (Часть хадиса про Миърадж , который передали Ахмад,аль-Бухари,Муслим,ан-Насаи и др.)

Ангелы возвеличивают Аллаха на небесах. Воистину Аллах является Богом на небесах и на земле, и все сущее воздает ему хвалу. Как сказал Всевышний:

«То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Святого, Могущественного, Мудрого» [«Собрание»: 1]

Также Он сказал:

«Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он — Выдержанный, Прощающий» [«Ночной перенос»: 44]

Поэтому во время всех семи кругов необходимо многократно поминать Аллаха различными видами зикров, просить у Аллаха прощения своих грехов и делать много дуга. Эти семь обхода вокруг Каабы, словно указывают паломнику на возвышение его зикра и дуга над семью небесами к Аллаху, заполняя все пространство между небесами и землей.
Как сказал достопочтенный пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Субхана-Ллахи уаль- хамду ли-Ллахи» (Свят Аллах и хвала Ему) заполнят собой (пространство) между небесами и землёй».

Семь кругов тауафа начинаются у Райского камня и завершаеются у него. Твоё путешествие в этом мире такж неизбежно завершится и остаётся лишь надежда и вера на возвращение в «отцовский дом» — Рай.

После завершения семикратного обхода необходима прочесть два ракаата намаза, что напоминает нам вознесение пророка Мухаммада над семью небесами к Аллаху, где Всевышний приказал ему совершать пятикратный намаз.

Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста

Дорогой друг! После завершения тауафа необходимо совершить два ракаата намаза. И желательно совершить его за макамом Ибрахима, как сказал Всевышний:

«Вот Мы сделали Дом пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима местом моления» [«Корова»: 125]

Макам Ибрахима это камень, который по велению Аллаха возносил его над землей, чтобы он смог построить Каабу такой высокой, какой мы видим его сегодня. И макам и сам намаз напоминают нам о вознесении к Аллаху.

Однако это не является обязательным. Намаз можно совершить в любом другом месте. Главное помни, намаз — это встреча с Творцом и диалог с Господом миров!

Все мы знаем встречу пророка Мухаммада да благословит Аллах его и приветствует со Всевышним Аллахом над седьмым небом. Эта встреча произошла на десятый год его посланнической миссии. Эти десять лет были предельно трудными и пророк с уверовавшими прошли множество испытаний и мучений, как например вынужденное переселение ради спасения своих жизней во имя свободы веры в далёкую страну, побои, издевательства и смерть друзей, три года блокады без еды и питья на окраине Мекки, потеря близких и родных, а вместе с этим и лишение защиты и поддержки. На десятый год пророк лишился сразу двух близких людей, своего дяди Абу Талиба и любимой и единственной супруги Хадиджы, которые оказывали ему поддержку во всем и защищали его. Этот год был назван годом печали. Лишившись всяческой поддержки в Мекке, у пророка оставалась последняя надежда на жителей города Таиф, которое не враждовали с ним. Однако корыстные сплетни о посланнике дошли до города раньше него и он был встречен с большой недоброжелательностью и был жестоко побит камнями так, что когда он возвращался в Мекку, спасаясь от зла жителей Таифа, его обувь наполнялась кровью. Когда же Аллах отправил двух ангелов к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, чтобы наказать жителей этого города за их жестокое преступление, благородный посланник проявил своё милосердие и отказался от мести. Как приводится в хадисе, ангел-покровитель гор обратился к пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Если ты захочешь, я сделаю так, чтобы земля поглотила их, или обрушу на них горы». Но милосердный Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Нет, не нужно делать этого, я надеюсь, что из их потомства выйдут такие, которые будут поклоняться Всевышнему Аллаху, и не будут придавать Ему в сотоварищи никого». Затем ангел сказал: «Поистине, ты очень милосердный, как тебя и назвал Всевышний Аллах». (Аль- Бухари, Муслим; «Ар-Рахикуль-махтум», с.с. 190-192)

Если бы пророк, мир ему и благословение Аллаха, пожелал, то это селение исчезнуло с лица земли. Однако пророк был послан милостью для всех миров, как об этом сказал Всевышний:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» («Пророки»:107).

Поэтому пророк не просил дуга против жителей селения. Тут раскрывается еще одно удивительное качество пророка и пример для всех верующих. Когда мы слышим, что молитва притесненного не отвергается, мы обычно представляем дуга против притеснителя. Однако посмотрите как пророк повёл себя в этой ситуации. Он не делал дуга против своих обидчиков, не смотря на то, что они были неверующими, а наоборот пожелал чтобы из их потомства вышли хорошие люди. Мы же будучи мусульманами, зачастую даже не можем простить обиды к своим братьям по вере. Хотя пророк, мир ему и благословение, учил нас прощению и запрещал держать обиду больше трёх дней. Хадис.

Пророк никогда не враждовал с кем-либо за личные обиды, даже когда его побили камнями или старались убить. Потому что искренность перед Всевышним и стремление лишь к его довольству обязывает обуздать свой гнев и не враждовать ради своего эго, своего нафса.

Таким образом посланник, мир ему и благословение Аллаха, остался без силы и поддержки на земле против многочисленных врагов. С большой печалью в душе, и раненый телом он вернулся в Мекку. В момент полного отсутствия внешних причин помощи и победы, в момент полной привязанности сердца с Аллахом произошло самое лучшее событие, встреча благородного и милосердного посланника со Всевышним и Милостивым Аллахом. Таким образом Всевышний решил наградить своего раба, Свое любимое творение за его старания и труды, за чистосердечное выполнение посланнической мисси. Пророк проявил стойкость призыве к Аллаху и милосердие к творением Аллаха, несмотря на их многочисленные злодеяния. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, лучше всех понимал суть возложенного на него обязательства. Он был спасителем и милостью для всех миров и на протяжении всех десяти лет пророчества он с достоинством пронёс этот знамя. Настало время награды. Аллах отправил за ним Своего лучшего посланника среди обитателей небес Джибраила, с лучшим транспортом для него — четвероногим животным, чей каждый шаг переносил его на дальность горизонта. Началось удивительное путешествие Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

После долгих лет испытаний Аллах перенёс его из запретной мечети в мечеть аль-Акса, где он встретился со всеми прежними пророками и удостоился почета быть для них имамом в намазе. Как об этом рассказал Аллах в Священном Коране:

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» («Ночной перенос»:1)

Аллах перенёс своего любимого раба из общества, которое его угнетало к обществу, где его почитали и ценили. Как же иначе, ведь он является печатью всех пророков, мир им. Только представь эту почетную встречу и как Аллах утешил сердце пророка и оказал ему поддержку. После прекрасной встречи Мухаммада с избранными людьми Аллаха среди людей, Аллах избрал его для встречи с Собой. Джибраил начал возноситься на семь небес, на каждом из которых они встречали разных посланников и видели разные чудеса.

Пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказал о ночном путешествии следующее:


«Когда я лежал на земле в пределах аль-Хатима (или он сказал: в Хиджре), кто-то неожиданно явился ко мне, разрезал мне тело от сих пределов до сих и извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли (водой Зам-зам), потом наполнили его верой, потом вернули его на прежнее место, а потом ко мне подвели животное (аль-Бурак) белого цвета меньше мула, но больше осла, способное одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором. Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты, а когда я достиг (низшего неба), то увидел там Адама. (Джибрил) сказал: “Это − твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!” (В хадисе No221 говорится: «Анас сказал: «И Абу Зарр упомянул, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил на разных небесах Адама, Идриса, Мусу, ‘Ису и Ибрахима, да благословит их Аллах, не упомянув о том, где именно они находились, и сказав только, что он встретил Адама на нижнем небе, а Ибрахима – на шестом»»). А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его (по размерам) подобны кувшинам из Хаджара, а его листья − слоновьим ушам. (Джибрил) сказал: “Это − лотос крайнего предела”. А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов. Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я выбрал молоко, а (Джибрил) сказал: “Ты выбрал то, что соответствует естеству, и этого будешь придерживаться ты и твоя община”. После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно − пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “(Члены) твоей общины не смогут (совершать) по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с ними всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я вернулся, и (Аллах) уменьшил (это количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” (Сахих аль-Бухари, No1513 (3887)).

Возвысившись над седьмым небом, пророк, мире му и благословение Аллаха, один продолжил свои путь туда, куда не было разрешено идти даже самому великому ангелу Джибраилу. И вот пришёл хвалимый посланник Мухаммад к своему Творцу, куда не ступала нога ни одного творения и удостоился встречи со Всевышним Аллахом… Ты только представь эту встречу любящего Творца с любимым творением… Какого было состояние пророка во время этой встречи?! Нет печали, все былые трудности забыты, раны затянуты и не вспомнит душа тяготы своей миссии. Прекрасен Аллах, ведь Он встретил своего раба будучи довольным им. За стойкость на пути призыва к Аллаху, Всевышний открыл ему путь к Нему и настал момент великой награды и несравненного почета. Аллах даровал посланнику и всему человечеству пятикратный намаз. Намаз не является бременем для человечества, напротив намаз это спасение, намаз это встреча с Аллахом. Подобно тому, как Всевышний встретил своего посланника, Он ждёт тебя пять раз в день. Время встречи определено, место облегчено, но есть ли желающие встречи с Царем всех царей?! Есть ли желающие обратиться к Аллаху и поговорить с Ним? С первого же аята суры Фатихи в намазе Аллах отвечает своему рабу.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», – Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», – Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Дня воздаяния», – Аллах говорит: «Мой раб восславил Меня». Как-то он сказал: «Мой раб положился на Меня». Когда раб говорит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», – Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», – Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит» (Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Удивительно! Когда верующий совершает намаз Аллах разговаривает с ним. С момента первого такбира ты поднимешь руки ладонями от себя словно отказываешься от всего земного и связываешь свои руки, будто закрепляя себя к чему-то важному, принимая смиренную стойку. Конечно, это очень важная встреча с Аллахом, ты предстал пред Всевышним, и говоришь «Аллаху акбар!» — Аллах Велик! Да! Аллах Велик, Он больше любых твоих забот, проблем и печалей. После ты считаешь суру Фатиха — Открывающая. Она открывает тебе путь к Аллаху и твоим мольбам. При каждой встрече Владыка всех миров обещает дать тебе то, что ты просишь.

Всевышний обязал тебя совершить намаз и просить Его, и обещал дать тебе что ты просишь. Ты только подумай, Аллах обязывает тебя просить, чтобы дать. Это удивительная милость и щедрость Аллаха! И еще удивительнее то, что Он обязал тебя просить самую лучшую и самую важную молитву, и это мольба — наставить на праведный путь. Может ли быть что-то важнее этого?! Конечно же нет! Так соверши же намаз после тауафа и проси Господа своего и Он ответит на твои мольбы!

Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста

Зам-зам является чудотворной водой и особенностью Мекки, которой нет ни в каком ином городе. Это самая чистая, самая прозрачная, самая безупречная и лучшая вода в мире. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая вода на земле — вода «Зам-Зам». Её особенность в том, что она может накормить голодного, как сказал посланник Аллаха: «Воистину, она – благословение, воистину, она – сытная еда» (Муслим)

Один из сподвижников пророка Абу Зар аль-Гифари прибыв в Мекку в поисках милости Аллаха, пророка Мухаммада, был вынужден в течении тридцати дней прятаться в Каабе. Тогда он абсолютно не ел никакой еды и ограничивался лишь питьем воды Зам-зам. Когда же он наконец встретил пророка и рассказал ему, что ищет его на протяжении тридцати дней прячась в Каабе, пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Кто же кормил тебя все это время?», тогда он ответил: «О, посланник Аллаха! У меня не было еды кроме воды зам-зам. Однако я поправился так, что живот распирает мои рёбра». Он пополнел на столько, что появился живот и он прибавил в весе. Тогда пророк сказал: «Воистину она является едой для голодного и излечением для больного».

Кто заболеет и выпьет воду зам-зам с намерением излечиться от какой- либо болезни, тот излечиться. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты пьёшь её, чтобы исцелиться от болезни – исцелит тебя Аллах»

В истории очень много примеров, когда лучшие врачи не могли излечить человека от тяжелой болезни, и только вода зам-зам помогла излечиться и избавиться от неё. Были самые разные смертельные болезни, которые считались неизлечимыми среди врачей, и все они твердили, что нет спасения от этой болезни и теряли всяческие надежды. Однако среди больных были верующие, с твёрдой верой в Аллаха и полноценным упованием на Него, поверившие в обещание пророка Мухаммада, и после питья этой благословенной воды оправлялись от своих болезней, словно ее никогда и не было. Более того, их здоровье становилось лучше чем до болезни. Многие из них писали свои удивительные истории излечения. Одна из них принадлежит женщине по имени Лейла, которую отвергли врачи и оставили ждать смерти. Она направилась совершить умру (малый хадж), чтобы выпить этой священной воды ради исцеления от болезни. И в действительности, она излечилась и к ней вновь вернулось её здоровье в полноценной и совершенной форме.

Эту благословенную воду можно пить ради чего угодно. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С какой целью выпьешь Зам-зам, для этого Зам-зам будет способствовать». Давайте посмотрим примеры, для чего пили выдающиеся личности эту чудесную воду и чего достигли.

Абдулла ибн Мубарак, во время своего первого хаджа, прежде чем выпить Зам-зам сказал: «О, Аллах! Мы предаём от твоего посланника хадис: «Вода зам- зам для того, ради чего ты пьёшь её», я же пью её во спасение от жажды в судный день». Посмотрите на это понимание возвышенных смыслов и значений. Он не ограничился лишь мирским значением этих слов, как это понимают большинство людей, а возвысился над эти бренным миром и подумал о вечном.

Имам Хаджар ибн Аскаляни выпил зам-зам с намерение стать величайшим мухаддисом, знатоком хадисов пророка, и на самом деле стал им.

Ибн Араби сказал: «Когда я жил в Мекке, я много пил воду зам-зам. И каждый раз когда я пил его, я желал знаний и веры, и Аллах открыл мне Свою милость и я и познал столько, сколько Он облегчил мне. Однако я забыл выпить за облегчение благих дел. О, если бы я выпил за обе вещи, чтобы Аллах облегчил мне их!»

Когда пьёшь зам-зам и желаешь чего-либо нужно помнить, что это не чудесная вода, которая исполняет желания, это чудесная вода Аллаха, по чьей воле исполняются ваши желания и молитвы.

При мольбе к Аллаху важно быть уверенным в ответе, просить усердно и хорошо думать о Всевышнем Аллахе. При питье воды зам-зам можно говорить «О, Аллах! Я слышал, что твой посланник сказал: «Вода зам-зам для того, ради чего ты ее пьёшь», я пью ради того-то и того, или прошу Тебя то-то и то-то… Также Всевышний сказал:

«Я таков для раба своего, как он думает обо Мне».

Поэтому важно всегда думать только о благе и надеятся лишь на хорошее.

Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Просите Аллаха с уверенностью в принятии вашей молитвы. Воистину Аллах не принимает от тех, кто просит с сердцем небрежным и беспечным» [Тирмизи]

Уверенность должна присутствовать несмотря на то, велика ли твоя просьба или нет. Ведь как сказал, пророк, мири ему и благословение Аллаха: «Для Аллаха нет ничего большого, чего бы он не мог дать».

Обход Каабы и выстаивание намаза за макамом Ибрахима напоминает стояние в день расчета, когда солнце будет обжигать и не будет тени, кроме тени Аллаха. Представьте эту жажду и каким будет блаженством пройти все испытания и расчёт, и выпить из водоема пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ведь испивший из него больше никогда не почувствует жажды. Пей же вдоволь пока есть возможность, проси чего хочешь и будь искренен в своих мольбах.

Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста

Вот ты совершил тауаф, прочитал два ракаата намаза за макамом Ибрахима и настало время совершить са’ий, то есть обход между горами Сафа и Марва.

История возникновения обряда Саий начинается с того, что Аллах приказал Ибрахиму оставить жену Хаджар и сына Исмаила в безлюдной, пустынной и скалистой местности, где нет ни еды, ни воды. Он оставил их в долине у невысокого холма, где впоследствии была построена Кааба. Он уходил молча, ничего не объясняя своей жене и не отвечая на ее вопросы, как ему было велено Аллахом. Когда же она следуя за ним спросила был ли это приказ Аллаха, Ибрахим повернулся и ответил «Да». Тогда Хаджар сказала: «Значит Он не даст нам погибнуть».

Представь мать, брошенную с ее дитя в суровом и жарком месте, и как она проявила свою веру в Аллаха, терпение и доверилась Аллаху.

Из пропитания у неё были финики и вода, она пользовалась ими и делала имеющиеся причины для сохранения своей жизни и ее ребёнка Исмаила, да помилует их Аллах. Однако когда еда и вода закончились, когда закончилось грудное молоко и наступил голод и невыносимая жажда, ребёнок начал задыхаясь громко плакать, ее постиг страх и она подумала что вот-вот умрет вместе со своим младенцем. Представьте каково наблюдать как твой ребёнок умирает и задыхается от плача. Аллах мог во мгновение избавить Хаджар от печали и страдания и дать ей пропитание и воду моментально, однако когда Аллах испытывает своих лучших рабов, пророков, праведников и приближённых к Аллаху, то облегчение всегда приходит лишь после достижения предела трудности. Тогда человек начинает всем сердцем уповать лишь на Аллаха, поскольку нет больше никаких материальных причин, на которые можно положиться и сердце полностью освобождается от привязанности к ним и прибегает к Единственному Всевышнему Аллаху. Тогда человек понимает, что нуждается лишь в Аллахе, сердце связанно лишь с Ним и стремиться только к Нему, молит и уповает только на Него.

Хаджар была на пределе своих сил, но страх за своего ребёнка проявил в ней волю и она решила забраться на ближайшую возвышенность чтобы оглядеться в окрестностях. Ближайшей возвышенностью оказалась гора Сафа. Она забралась на неё но ничего не найдя решила забраться на другой ближайший холм, которой оказалась гора Марва. Между двумя скалистыми холмами располагалась ровная долина и Хаджар, не смотря на усталость, голод и жажду в легком беге добралась до Марвы, однако и там она ничего не нашла. Желаемое не всегда даётся с первого раза. Но нельзя отчаиваться, Тогда она также бегом вернулась обратно на Сафу. Так продолжалось семь раз. Она очень старалась найти помощь и спасение. Хаджар не отчаялась, так как она была полностью уверена в помощи Аллаха. Она проявила своё старание и предприняла причины для спасения. Отсюда и значение слова «са’ий» — старание, стремление.

Когда она приблизилась к Марве на седьмой раз, то услышав звук, произнесла: «Тсс!», – обращаясь к себе, затем стала внимательно прислушиваться. Она обратилась в сторону звука и, вновь услышав его, сказала: «Ты бы услышала, если бы около тебя оказалась помощь». Она бросилась к сыну, а дойдя, она увидела ангела. Он спросил её: «Кто ты?». Она ответила: «Я мать сына Ибрахима». Он спросил: «На кого он вас тут оставил?» Она сказала: «Он оставил нас на Достаточного!» Тогда ангел Джибриль ударил ногой по земле, и забил источник, позже получивший название Замзам.

В наше время обряд са’ий совершается в предельном комфорте. Земля покрыта мрамором, нет колючек, пыли и грязи. Две горы и долина между ними покрыта сооружением и оснащена кондиционером. Но при всем при этом многие устают, жалуются и желают чтобы это быстрее завершилось.

Этот обряд символизирует твоё рвение и стремление. Словно ты потерял и ищешь что-то ценное. Это стремление к Аллаху и поиск Его милости. Это старание найти довольство Аллаха и получить Его награду.

Старание и стремление зависят от цели.

Относительно пропитания Аллах говорит следующее:

«Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» [«Власть»: 15]

Касательно намаза Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то спешите к поминанию Аллаха». [«Жума»: 9]

Относительно Рая Всевышний сказал:

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю» [«Семейство Имрана»: 133]

Когда же Аллаха упоминает Себя, то говорит:

«Мчитесь же к Аллаху» [«Рассеивающие прах»: 50]

Не тратье свою энергию и силы на пустые вещи. Правильно распределяйте приоритеты. К уделу идите, на намазу спешите, в Рай стремитесь, а к Аллаху мчитесь!

В каждом обряде хаджа и умры есть проявление старания и стремления к Аллаху. Однако несмотря на старания и труд, не забывай, что лишь Аллах даёт пропитание в этом мире. Ведь несмотря на все старания Хаджар, Аллах даровал им воду не за ее старания, а за ее уверенность в Аллахе. Лишь убежденность в помощи Аллаха спасло ей жизнь. Аллах, Свят Он и Велик, Единственный Кто даёт пропитание и удел.

Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил са’ий во время своего хаджа, то приблизившись к Сафе произнёс следующие слова:

«Воистину, Сафа и Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. («Корова»: 158.) Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Начну с того же, с чего начал Аллах». С горы Сафа начался путь стремления к Аллаху и путь поиска Его милости. Хаджар начала свой путь с Сафы и нашла помощь у ее подножья. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также начал свой путь призыв с горы Сафа. Тогда его дядя Абу Ляхаб оболгал его и люди не приняли призыв. Спустя 22 года Аллах даровал ему победу и он зашёл в Мекку как победитель. Он когда он совершал паломничество во время обряда са’ий поднявшись на Сафу он, да благословит его Аллах и приветствует, произнес следующие слова: «Ля иляха илля-Ллах» («Нет бога, кроме Аллаха») и «Аллаху акбар!» («Аллах велик»), после чего сказал: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может! Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, который выполнил Своё обещание, помог Своему рабу и один разбил племена». Таким образом эти слова произносит каждый паломник и это служит напоминанием что только Аллаху принадлежит вся власть и только Он дарует победу и награду.

Эта история Хаджар и этот обряд са’ий учит нас быть стойкими, призывает избавиться от отчаяния и обязывает нас хорошо думать о Милостивом и Могущественном Аллахе.

Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста

Удаление волос после са’ий олицетворяет удаление всех прошлых грехов и начало новой жизни с Аллахом. Знай, что удаление волос означает твоё довольство всем, чем доволен Царь и чего Он желает. Удаление волос показывает твоё довольство Аллахом и Его предопределением, что ты покорен Его решениям, предан Его законам — приказам и запретам, что ты покорился Ему всецело, что ты от ныне и впредь готов слушаться и повиноваться Всевышнему во всех Его велениях. Такого должно быть отношение раба к своему Господу. Ты должен исполнять веление Аллаха, даже если не понимаешь мудрости этого решения. Ведь Всевышний сказал:

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» [«Союзники»: 36]


И знай, что Аллах приказывает лишь добро и то, в чем есть благо для тебя. Он не обязывает делать то, что может навредить тебе. Если же он запрещает что-либо, то лишь с целью огородить тебя от зла и вреда. Посему будь доволен и благодарен каждым решением и велением Аллаха, и не будь из числа тех, кто последовал пути шайтана, оказал неблагодарность своему Творцу и проявил недовольство его решению. Шайтан проявил недовольство велению Аллаха совершить земной поклон и ослушался Его приказа, и тем самым навлёк на себя гнев и проклятие Аллаха. Тогда Иблис сказал: «я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» [«Ограды»: 16] Берегись стать из числа неблагодарных, ведь неблагодарность и ослушание влечёт гнев и проклятие Аллаха.

Знай, что довольство Аллахом и послушание Ему является одним из великих милостей Всевышнего. Это ощущение заботы Аллаха о тебе. Это вера в то, что решение и предопределение Аллаха является лучшим для тебя, и повиновение Ему. Послушание Аллаху наследует довольство сердца и спокойствие души. Всевышний говорит:

«О сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, Я наполню твое сердце богатством, благословлю твой удел и вселю в твое тело покой. Не будь беспечным в поминании Меня. Если станешь забывать Меня, Я наполню твое сердце нуждой, тело – усталостью и страданием, а душу – заботой и тревогой. Если бы ты знал, сколько осталось тебе прожить, то отрекся бы от оставшихся твоих надежд»

Удаление волос доказательство твоей любви к Аллаху и его посланнику.

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» [«Семейство Имрана»: 31]


Относительно бритья волос головы во время умры и хаджа посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет голову!» Люди сказали: «И тех, кто подстригает волосы, о Посланник Аллаха!» Он снова сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет голову!» Люди опять сказали: «И тех, кто подстригает волосы, о Посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «И тех, кто подстригает волосы».

В данном хадис пророк, мир ему и благословение Аллаха, трижды упомянул милость Аллаха для выполнившим этот обряд в наилучшем образе. Волосы нужно удалить после завершения саий. Следует поспешить выполнить этот обряд умры, поскольку от него зависит полнота и завершённость умры. С этого момента все запрещённые ранее действия становятся вновь дозволенными. Однако это не значит, что все твои грехи простились и ты можешь спокойно ходить. Ты можешь лишь надеяться на эту награду. Однако у принятого хадж и умры есть свои признаки.

Во-первых, каждое поклонение требует наличие правильного намерения и очищение его от всего, что может испортить его. Намерение должно быть правильным до начала благодеяния, во-время совершения и после окончания. Верующий человек должен хранить это намерение вплоть до последнего выдоха в этом мире.

Необходимо сторониться рассказов о совершённых благодеяниях и расходах, пройденных трудностях и невзгодах. Ведь это приближает человека к показухе и похвале.

Также нужно быть осторожным в оценке самого себя. Не думай, что ты настолько хорош, как бы ты хорошо не провёл эти обряды. Береги своё сердце от самообольщения.

Во-вторых, чтобы Аллах был доволен тобой и принял твой хадж и умру необходимо самому быть довольным Аллахом и благодарить Его, что помог совершить это великое поклонение. Ни в коем случае нельзя проявлять недовольство за пройденные трудности и неприятности во время совершения этих обрядов. Помни, что все эти трудности, какими бы небыли внешние причины, являются испытанием от Всевышнего.

В-третьих, одним из важных признаков принятого хаджа или умры является улучшение человека в лучшую сторону.

Принятая умра — это очищение души. Чистота души должна проявляться в чистоте желаний и намерений, в чистоте речи и в чистоте деяний. Только тогда можно надеяться на принятую умру.

Признаками очищения души от грехов также является приверженность к Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Это проявление усердиях в поклонениях Аллаху и служении Ему.

Очищение души наследует чистосердечие и благонравие. Чистосердечие наследуют довольство всем, что Аллах предназначил для тебя. А довольство делает человека счастливым.

Дорогой друг! Пусть Всевышний облегчит тебе совершение умры и примет её, и да очистит Он тебя от всего плохого! Дай Аллах тебе счастья в обеих мирах!

Коснитесь кнопки снизу, чтобы включить аудиоверсию текста
Queue is empty
-- / --